ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Проект С.В.И.П.Е.Р.

Официальный интернет-портал правовой информации

Всероссийская перепись слепоглухих

 

Для  записи  на  личный  прием  граждан  к  руководителю  (исполняющему обязанности руководителя) ОГБУЗ "Томского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и другими инфекционными заболеваниями", необходимо обратиться по телефону +7 (3822) 47 03 98, либо по электронной почте: hiv@aidscenter.ru. Прием ведется по понедельникам (за исключением праздничных дней) с 15:00 до 16:00

Прием в отделение Диспансерного наблюдения и лечения осуществляется по предварительной записи. Необходимо при себе иметь Паспорт гражданина РФ с регистрацией по Томской области и СНИЛС. Запись на прием осуществляется с понедельника по пятницу с 13:00 до 15:00 по телефону +7 953 920-63-99

Институт Человека РАН PDF Печать E-mail

Россия и современный мир, выпуск 3(20), 1998, Научная и культурная жизнь


В наше время изучение человека вышло далеко за пределы социальных наук и превратилось в общую проблему всей системы научного познания. В этой системе уже началось переосмысление привычной для нас картины мира и ведутся поиски действительного места, которое в ней должен занимать человек.
О человеке накоплено очень много знаний и их совокупность пополняется с каждым днем усилиями представителей различных наук. Но исследования человека носят преимущественно редукционистский характер. Знания, получаемые в разных науках, - педагогике, биологии, психологии, социологии и т.д. - по большей части не сопряжены друг с другом, не интегрированы, что резко снижает эффективность использования этих знаний, особенно в пограничных областях (биоэтика, медицинская психология, физиология педагогики и т.п.).
Практические, жизненные задачи являются комплексными по своей природе. Они, как правило, не по плечу отдельным дисциплинам. Например, трагические события последних десятилетий (землетрясения, авария в Чернобыле, война в Чечне и другие) завязали в один узел экологические, политические, национальные, экономические, психологические, медицинские проблемы, и развязать его в одиночку не сможет ни психолог, ни экономист, ни политик, ни врач, ни инженер.
В истории отечественной науки и культуры предпринималось немало попыток синтеза научных знаний о человеке. Так, в 1907 году выдающимся русским ученым и общественным деятелем В.М.Бехтеревым был создан Психоневрологический институт, который являлся одновременно научным и высшим учебным заведением. После Октябрьской революции он был преобразован в Психоневрологическую академию, в состав которой входило 15 научно-исследовательских институтов. Аналогичные тенденции изучения целостного человека реализовывались при создании в начале 30-х годов Всеукраинской психоневрологической академии (г.Харьков), куда были приглашены психологи, социологи, медики. В 20-е, 30-е годы отчетливо интегративные цели в изучении ребенка преследовала педология, в изучении трудящегося человека - психотехника.
А.М.Горький впервые высказал идею "объединения науки, искусства и труда" в познании и развитии человека, которую активно обсуждали представители гуманитарного и естественно научного знания, посещавшие горьковский дом в Москве.
В 50-е годы возникло новое направление комплексных исследований - философские вопросы естествознания, в рамках этого напрвления началось возрождение гуманистической проблематики.
Определенный задел в сфере комплексных исследований человека существовал в психологии (попытка ленинградского психолога Б.Г.Ананьева создать основы человековедения), психофизиологии, психогенетике, эргономике, антропологии и этнографии.
Однако, несмотря на существование традиций и проведение комплексных исследований человека отдельными коллективами, они развивались недостаточно интенсивно, разрозненно, явно отставая от запросов общественной практики. Осознавая, что важнейшую роль в процессе гуманизации социальной системы может сыграть развертывание широкомасштабных исследований человека, в 1989 г. Академия наук СССР сделала решительный шаг в этих исследованиях - была разработана приоритетная исследовательская программа "Человек, наука, общство" и для ее организационного обеспечения создан Всесоюзный межведомственный центр наук о человеке при Президиуме АН СССР. Председателем Центра стал академик И.Т.Фролов.
Программа, задуманная как междисциплинарная, объединила ученых естественно-научного и гуманитарного профиля и выполняла следующие функции:

·                    обспечивала координацию ведущихся в стране исследований человека;

·                    определяла с позиций целостности человека актуальные проблемы и обеспечивала организацию и проведение по ним комплексных исследований;

·                    способствовала интеграции научного знания о человеке, выработке методологии и методов комплексных исследований человека.

Программа была сформирована на конкурсной основе. Конкурс проводился очень широко, в нем участвовали научные коллективы не только Академий наук СССР и Академия наук союзных республик. но и Медицинской, Педагогической Академии, ВУЗов и других организаций, а также отдельные специалисты.
В выполнении программы участвовали 24 Института Академии наук СССР, представляющие 9 Отделений АН СССР, Подразделения Госкомитета по образованию, Академии медицинских наук, Минздрава СССР и других ведомств. Всего около 50 научных учреждений.
Работа по программе включала в себя не только проведение исследований, но и выработку стратегии и методов организации комплексных исследований форм организации межпрофессио-нальной коммуникации ученых. Для решения этих задач Центром наук о человеке организовывались конференции, совещания, деловые игры, на которых обсуждались результаты исследований, их методологические и методические основания, теоретические подходы, происходила выработка общего языка учеными, представляющими различные профессиональные позиции.
На базе Центра наук о человеке в марте 1991 г. был организован Институт человека АН СССР (в составе Отделения философии и права АН СССР), директором которого стал академик И.Т.Фролов.
Институт видит свою основную задачу в комплексном, междисциплинарном исследовании человека, в целостности его структуры и функций, существования и деятельности, взаимосвязи биологических и социальных факторов жизнедеятельности.
В области философских и методологических оснований комплексных исследований человека ведется разработка проблемы междисциплинарных исследований человека, проблемы человека в философии и науке, рациональности как гуманистической ценности культуры. По результатам исследований подготовлены к печати монографии "Введение в человековедение", Энциклопедический словарь "Человек" (под ред. И.Т.Фролова).
В изучении природно-биологических факторов развития человека ведущая роль отводится разработке междисциплинарных проблем динамической взаимосвязи природного и социального.
Проводились исследования, направленные на выявление биологических основ психики, роли генетических факторов в развитии интеллектуальных способностей. Показано, что выявленные особенности функциональной организации биоэлектрической активности мозга служат биологическими предпосылками индивидуальных различий развития интеллекта.
В области экологии человека проводится комплексное исследование здоровья и особенностей психического развития дошкольников и младших школьников в современной социокультурной и экологической ситуации. Выявлен комплекс психофизиологических показателей, наиболее чувствительных к неблагоприятным воздействиям городской макро- и микросреды. Определены свойства микросреды дошкольных и школьных учреждений, которые оказывают компенсирующее и развивающее воздействие на психическое развитие ребенка. Проводятся исследования различных групп населения, направленные на выявление факторов риска, особенностей адаптации и компенсации в природной и социальной среде мегаполиса. Разрабатывается модель мониторинга становления экологического сознания, философских и психологических основ экологического образования детей и молодежи. По результатам исследований опубликован цикл научных статей.
В области развития индивида проводятся исследования социокогнитивного развития в онтогенезе: подготовлено 2 пособия по психолого-педагогической диагностике социального и эмоционального развития ребенка-дошкольника и развитию, диагностике и коррекции образа "Я" у детей раннего возраста (под ред. Н.Н.Авдеевой). Проведено экспериментальное исследование привязанностей в раннем онтогенезе.
В области биоэтики проводятся исследования, сосредоточенные на этических и правовых проблемах современной генетики человека (в том числе генодиагностики и генотерапии); методов искусственного оплодотворения; трансплантации органов и тканей человека; защиты прав пациента и испытуемого - участника биомедицинских экспериментов; оказания психиатрической помощи. В самое последнее время начаты исследования по этическим и правовым проблемам ксенотрансплантации и клонирования человека. В целях развития отечественной нормативно-правовой базы вмешательств в геном человека на базе Института человека и Центра "Биотехнология" РАН создана совместная лаборатория по проблемам этико-правового регулирования в области генетической инженерии человека.
По результатам исследований опубликованы: аналитический доклад "Вакцино-проофилактика и права человека", книга "Этические и правовые проблемы клинических испытаний и научных экспериментов на человеке и животных", программа курса "Биомедицинская этика", учебное пособие "Введение в биоэтику" (под ред. Б.Г.Юдина), Сборник международных нормативных документов по этическим и правовым пролемам изучения генома человека.
Проводится экспертиза отечественных законопроектов в области здравоохранения и биомедицинских исследований, а также конвенции и других нормативных материалов по биоэтике, разрабатываемх Советом Европы. Совместно с международной ассоциацией права, этики и науки в Институте проводится изучение круга вопросов, связанных с этическими аспектами взаимоотношений врача и пациента.
В области культуры и сознания разрабатываются философские, культурно-антропологические и психологические проблемы традционной психологической культуры и современных психопрактик культуры. Результаты этих исследований отражены в монографиях: Исихазм. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995 (под ред. С.С.Хоружего); Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива. М., 1995.
Проводятся исследования в области прикладной культурологии, гуманитарных и культурологических проблем культурной политики(на федеральном и региональном уровнях). Разработана программа учебного курса для высшей школы "Управление гуманитарными программами", являющаяся частью программ европейского "распределенного" университета, создаваемого под эгидой ЕС.
Начаты исследования в области гуманитарной глобалистики (гуманитарные проблемы и перспективы формирования нового мирового порядка).
В области социологии личности изучается самоопределение личности в динамике современной цивилизации; взаимосвязь поколений в переломные периоды истории. Проанализировано современное состояние преемственности поколений, варианты взаимосвязи поколений, проблема самореализации поколений в различных социальных слоях. По результатам исследований подготовлена монография: "Самоопределение личности в динамике современной цивилизации" (под ред. В.Ж.Келле).
Разрабатываются проекты, ориентированные на исследование меняющегося социо-культурного пространства российской провинции. Проведено социально-психологическое исследование культурной идентификации, ценностных ориентаций, переживания времени, жизненных перспектив молодежи в различных регионах России (Москва, Таганрог, Томск). Осуществляется концептуальное и организационное обеспечение деятельности Культурно-просветительного центра детского творчества в г.Торжке, Детской Академии в г.Москве.
Проводятся исследования виртуальных реальностей в философском, культурно-историческом, естественно-научном, техническом и гуманитарном аспектах. Разрабатываются новые направления практического применения теории виртуальных реальностей в компьютерном изобразительном искусстве, восприятии музыки, детской психотерапии, нейролингвистическом программировании, анализе особенностей психики алкоголезависимых людей.
Результаты исследований обобщены в монографиях: "Виртуальные реальности. Философские и психологические проблемы". М., 1997. Технологии виртуальных реальностей. Состояние и тенденции развития. М., 1998; Виртуальный человек. М., 1997. Виртуальная психология алкоголизма. М., 1998 (под ред. Н.А.Носова).
В рамках программы научно-технического сотрудничества с Министерством труда РФ исследовались проблемы развития и управления человеческими ресурсами. Показно, что сегодня при возникновении новых профессий все большую роль начинают играть специфическая, психологическая компетентность работников. По результатам исследований издан сборник статей "Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы" (под ред. Ю.М.Забродина, Н.А.Носова).
Совместно с Санкт-Петербургским отделением ИЧ РАН ведутся исследования, охватывающие философский, культурологический, психологический и биомедицинский аспекты смерти и умирания. По материалам исследований опубликованы четыре выпуска альманаха "Фигуры Танатоса", подготовлена монография "Образы смерти в истории культуры" (под ред. В.Л.Рабиновича).
По заказу Совета Безопасности при Президенте РФ начата и в настоящее время продолжается разработка концепции человеческого потенциала России. В рамках этого проекта предложено и проанализировано понятие человеческого потенциала как коплексной характеристики условий и перспектив бытия человека в современном динамично изменяющемся мире. Целями исследования являются: построение критериев для оценки состояния и тенденций развития человеческого потенциала страны; выявление основных факторов риска и угроз человеческому потенциалу в настоящее время и в перспективе. В этой связи предложена концепция комплексной междисциплинарной гуманитарной экспертизы социальной политики государства, отдельных проектов, инициатив, законотворческой деятельности на разных уровнях власти. Указанные направления выдвигаются как ведущие для научно-исследовательской работы Института на ближайшие годы. По материалам исследований подготовлена монография "Человеческий потенциал России: проблемы и перспективы" (под ред. И.Т.Фролова).
В выходящем под эгидой Института журнале "Человек" систематически публикуются материалы по естественно-научным проектам познания человека с привлечением ведущих отечественных ученых, освещаются проблемы гуманитарного образования в современной России, проблемы человека в меняющемся мире.

Н.Н.Авдеева,
ученый секретарь Института человека РАН